Каждый рыболов знает, что на веслах далеко не заплывешь, особенно в ветреную погоду, поэтому рано или поздно задумывается о приобретении двигателя для своего плавсредства. После тяжелого заплыва на 2-3 километра и преодоления этой дистанции вручную от сомнений не остается следа. Решение принято: надо покупать лодочный мотор!
Чаще он нужен на уже имеющуюся лодку, гораздо реже приобретается вместе с ней, но в любом случае нельзя делать выбор, учитывая лишь стоимость и внешний вид изделия. Прежде, чем посмотреть на мотор и сказать «Беру!», необходимо четко определиться, на чем, где и как он будет использоваться, ведь одноместная резиновая лодка и прогулочный катер – это две большие разницы. Как выбрать лодочный мотор для рыбалки? Будем разбираться в этой статье.
Содержание
Основные критерии выбора лодочного мотора
Правильный выбор лодочного мотора предполагает подробное изучение всех его главных технических характеристик. В первую очередь это:
- мощность – величина, характеризующая силу, с которой движок способен перемещать плавсредство по водной глади;
- тип – бензиновый или электрический;
- принцип работы – двухтактный или четырехтактный;
- габариты – должны соответствовать размерам самой лодки;
- длина дейдвуда – от этого параметра зависит, на какой глубине будет работать винт;
- способ управления – румпельный или удаленный.
При выборе следует учесть каждую из перечисленных характеристик. Не менее важно поинтересоваться производителем (хотя бы почитать отзывы), поскольку сегодня рынок буквально завален недорогими «брендами» сомнительного качества. Рассмотрим более детально параметры лодочных моторов.
Лошадиные силы
Именно в этих единицах измеряется мощность. Прежде, чем принять окончательное решение в пользу слабого, среднего или самого мощного мотора, надо четко представлять себе, какое плавсредство он будет приводить в движение, сколько людей в нем будет находиться, и какое расстояние в среднем будет проходить лодка.
К примеру, для рыбака-одиночки или рыбалки с напарником на небольшом водоеме, где особо далеко плавать не придется, будет достаточно агрегата мощностью до 6 л.с. Конечно, глиссировать с таким не получится, иначе он быстро износится и придет в негодность, но для рыболовных целей этого вполне хватит.
Мотор мощностью 8 и больше л.с. позволяет взять на борт больше 2 пассажиров и необходимое снаряжение (если плавсредство на это рассчитано). Он быстро набирает скорость, за максимально короткое время доставляет в нужную точку рыбаков и полезный багаж.
Для катера и большой металлической лодки понадобится двигатель мощностью 20 л.с. и выше. Маломощный двигатель тоже их потянет, но прокатиться с ветерком с таким сочетанием точно не удастся. К тому же работать он будет «на износ», поэтому долго не проживет. Есть и обратная крайность, когда на миниатюрную легкую лодку ставят мощный аппарат. В этом случае она будет неустойчивой, а водные прогулки на ней по-настоящему опасными. Любой несложный маневр может закончиться опрокидыванием.
Количество тактов
Бензиновые двигатели бывают двухтактными и четырехтактными. У первых рабочий цикл, состоящий из сжатия и воспламенения топливной смеси в цилиндре с последующим выводом газов, происходит за два такта, а у вторых соответственно за четыре. Оба варианта обладают своими преимуществами, однако и у того, и у другого есть определенные минусы.
Двухтактный движок значительно легче четырехтактного, производительнее, при этом его конструкция намного проще, что делает такой тип более привлекательным в плане технического обслуживания. При наличии запчастей и базовых знаний можно устранить поломку прямо на воде. К недостаткам следует отнести шумность и высокий расход горючего.
Хорошим спросом пользуются четырехтактные моторы, и на то есть свои причины. Благодаря уравновешенности цикла они работают равномерно и стабильно, топлива и масла используют меньше, не пугают рыбу «спортивным» ревом. На малых оборотах их почти неслышно. Минусов три – сложная конструкция, большая масса и высокая стоимость, из-за которой многие рыболовы не могут позволить себе такую покупку.
Размеры и масса
Габариты лодочного мотора зависят от его мощности и ряда других характеристик. Например, много места может занимать 3-литровый топливный бак. При этом вес данного элемента в паспорте, как правило, не указывается. Все это нужно учитывать, чтобы грамотно рассчитать баланс плавсредства. Было бы неправильно ставить массивный агрегат на одноместную резиновую лодку, так как он сместит центр тяжести на ее заднюю часть. В процессе эксплуатации это создаст немало проблем, если она вообще сможет оставаться в горизонтальном положении.
Погружение винта
Важнейшим параметром является длина дейдвуда или, как его называют рыболовы, сапога. Дейдвудом называется элемент, соединяющий двигатель с винтом. Именно от него зависит глубина погружения гребного винта. Здесь важно найти золотую серединку, которая колеблется в пределах 15-25 см.
Если поставить на большую лодку мотор с коротким сапогом, есть риск, что винт будет торчать из воды. Такое расположение приведет к значительной потере мощности. Та же проблема возникает, когда винт опускается слишком глубоко и испытывает более сильное сопротивление воды. В этом случае добавятся еще и сложности с управлением.
Длина дейдвудного механизма – первое, с чем нужно определиться. Мотор может удовлетворять всем требованиям, но неподходящий сапог все испортит.
Система управления
Управлять моторизованным плавсредством можно двумя способами, все зависит от того, какая система управления предусмотрена производителем. Румпельное управление осуществляется путем поворота ручки, расположенной на самом двигателе. Также сейчас продаются моторы с возможностью удаленного управления с помощью специального передаточного механизма. Какой вариант выбрать? Здесь нужно учитывать размеры и форму лодки. Узкими и длинными проще управлять, если руль установлен посередине или ближе к носовой части, а в коротких предпочтительнее использовать движок с румпельной системой. Меньшее количество взаимодействующих деталей делает ее более надежной по сравнению с удаленным управлением.
Электромоторы
Эта альтернатива бензиновым двигателям распространена в развитых европейских странах, а наши рыболовы пока только присматриваются к ней.
Электродвигатель может похвастаться экологичностью, бесшумностью, простотой в эксплуатации и низкой ценой, но на этом преимущества заканчиваются. Придется потратиться еще на источник питания и зарядное устройство к нему, поэтому выйдет не так дешево, как может показаться. Однако покупателя останавливает вовсе не стоимость комплекта. Дело в том, что нет возможности контролировать заряд аккумулятора. Перед выходом на воду всегда надо его заряжать, иначе можно перейти на весла в самый неподходящий момент (далеко от того места, где остался автомобиль).
Популярные марки
Самые распространенные производители лодочных моторов, которые рекомендуют специалисты:
- Suzuki – качественные японские двигатели, которые собираются рабочими фирмы вручную. С конвейера сходят только комплектующие, а сборка производится с помощью ключей и отвертки.
- Yamaha – крупнейший производитель подвесных лодочных моторов с безупречной репутацией. Выпускает свыше 200 модификаций, которые отличаются высокой надежностью и прекрасными техническими характеристиками.
- Honda – выпускает движки, отвечающие всем современным требованиям. Они экономно потребляют топливо, работают практически бесшумно (независимо от скорости движения), оснащены системой безопасности, реагирующей на любые критические ситуации.
- Tohatsu – моторы этой японской фирмы легкие, компактные и при этом мощные. Перед поступлением в продажу каждый из них проходит тестирование в экстремальных условиях.
- Mercury – американская фирма, достойно конкурирующая с японцами. Диапазон мощности выпускаемых ею двигателей очень широк – 2,5-275 л.с., из чего видно, что производитель готов удовлетворить запросы всех покупателей: и любителей, и опытных профессионалов. Нельзя не упомянуть, что последние модели Mercury оснащены инновационной системой электронного впрыскивания горючей жидкости.